«Реформа гражданского законодательства» – изменения в положении юридических лиц
С 1 сентября текущего года начало свое действие большинство норм Федерального закона от 5 мая 2014 г. №99-ФЗ , изменивших правовое положение юридических лиц. Теперь российские организации могут функционировать лишь в организационно-правовых формах, строго предусмотренных в главе 4 ГК РФ.
Как и раньше, юридические лица могут быть коммерческими (их основная цель – получить экономическую прибыль от своей деятельности) и некоммерческими. Коммерческие организации бывают следующих организационно-правовых форм:
- хозяйственные товарищества и общества;
- хозяйственные партнерства;
- фермерские (крестьянские) хозяйства;
- производственные кооперативы;
- унитарные предприятия (государственные и муниципальные).
В свою очередь, хозяйственное общество может быть публичным или непубличным. Публичными являются те акционерные общества, чьи акции приняты в обращение на финансовом рынке ценных бумаг. Соответственно, хозяйственные общества, не отвечающие этому требованию и не имеющие в своем названии слова «публичное», считаются непубличными акционерными обществами.
Нетрудно заметить, что нормативные нововведения исключили возможность создания таких популярных ранее видов обществ, как ЗАО – закрытые акционерные общества – и ОДО – общества с дополнительной ответственностью. Теперь, исходя из буквального толкования закона, российских организаций подобных форм просто не существует.
Что касается некоммерческих юридических лиц, то законодательство предусмотрело для них следующие организационно-правовые формы:
- общественные организации, в том числе различные общественные движения, политические партии, ТОСы, органы общественной самодеятельности и профсоюзы, зарегистрированные как самостоятельные юридические лица;
- ассоциации (союзы), разновидностями которых могут быть объединения различных общественных организаций, кооперативов, профсоюзов, работодателей, некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, а также торгово-промышленные палаты и профессиональные объединения адвокатов и нотариусов (адвокатские и нотариальные палаты, соответственно);
- потребительские кооперативы (гаражные, жилищные, садоводческие, сельскохозяйственные, кредитные и пр.), а также фонды проката и общества взаимного страхования;
- товарищества собственников недвижимости, самой популярной разновидностью которых являются товарищества собственников жилья;
- фонды, в том числе благотворительные и общественные;
- автономные некоммерческие организации;
- государственные, муниципальные и частные учреждения, например, академии наук;
- казачьи общества, данные о которых содержатся в госреестре казачьих обществ РФ;
- общины коренных малочисленных народов России;
- публично-правовые компании;
- религиозные организации.
В соответствии с правилами действия принятых норм, все юридические лица, которые начали свое функционирование до вступления в силу рассматриваемых изменений, должны привести собственные наименования и учредительные документы в соответствие с данными корректировками при ближайшей регистрации изменений этих документов.
Определенный интерес вызывает норма Федерального закона №99-ФЗ, определяющая адрес организации по месту фактического нахождения головного офиса. Именно данный адрес должен быть зафиксирован в сведениях об организации, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Ранее юридические лица уведомляли регистрирующие органы лишь о своем юридическом адресе, а фактическое местонахождение могло меняться сколь угодно часто в период деятельности организации. Теперь, если эти обозначения не совпадают, организация может просто не получить важные сообщения, которые рассылают по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
Важно, что сообщения, доставленные по зафиксированному в сведениях ЕГРЮЛ адресу, будут считаться полученными адресатом, даже если фактически он там не находится.
Граждане-предприниматели самостоятельно выбирают и указывают тот адрес, на который они желают получать сообщения от органов ФНС. Для этого достаточно передать соответствующее заявление в ИФНС по месту своей регистрации. Причем это может быть адрес фактического места жительства, регистрации или иной другой. Главное, чтобы предприниматель мог своевременно получать доставляемую ему корреспонденцию.